пʼятницю, 23 грудня 2011 р.

О Системе.

Этот пост написан под впечатлением этой статьи на ДОУ.


Вместо дисклаймера - я не претендую на последнюю инстанцию и выражаю только свое виденье ситуации. Прошу простить за возможные ошибки


Если кратко - мне двадцать два, я студент четвертого курса КПИ(самый большой и развитый ВУЗ страны) и у нас все очень хуево с образованием. И что самое хуевое проблемы лежат не на поверхности, а глубоко внутри нашего общества и с каждым днем все более усугубляются.
Давайте сразу определим список задач, которые должна решать система образования(далее СО). На мой взгляд, общество ставит перед системой образования две задачи - социальную и экономическую. Социальная - это привитие людям той системы ценностей, которая доминирует в обществе и подготовка людей к жизни в рамках того культурного поля, которое принято в данном обществе. Для этого служат все те дисциплины, которые многими считаются балластом - право, политология, культурология и т. д. Мы эту задачу успешно слили и сейчас пожинаем плоды в виде абсолютно отсталого общества с отсутствием политической культуры и культуры в принципе. Экономическая - это подготовка трудовых ресурсов для предприятий страны. Да, мои дорогие друзья - студенты всего лишь ресурс, и в этом плане университет ничем не отличается от, скажем, лесопилки. Тут все не так плохо, но только в КПИ(ну может еще паре ВУЗов), и только в IT - а на программистах мир клином не сошелся и зная PHP - мост,  увы, не построишь.
Могут быть и другие оправдания существования СО - но это основные. Кто с этими задачами не согласен, тому наверное дальше читать не стоит.
Теперь давайте кратко определим список задач, которые решает система образования уже сейчас на примере моей "альмаматер"(в других местах тоже самое, я думаю). Первое - "прокормка" 20 тысяч преподавателей, лаборантов, завхозов и других секретарей, которые получают мизерную зарплату(относительно), но вместе это как минимум 60 000 000 гривен в месяц( 3 тысячи - это вполне реальная средняя зарплата для работника КПИ - кто-то получает больше, кто-то меньше). Среди них много достойных людей, но большая часть - люди, которым больше некуда идти . Второе - создать место в котором 30 тысяч студентов в год смогут провести время, "потусоваться" и создать видимость работы СО. Большинство студентов "тупо" ошиблись с выбором профессии и ненавидят свою специальность. Половина из них получает стипендию, дотации(да, да - еще как получают, может они не совсем туда идут, но получают ) и вместе это 11 250 000 грн ( 750 * 15 000). Есть еще функции вроде распилов госбюджета разной тяжести - но мы не о них, да и за руку я никого не ловил.
А вот сейчас представим, что мы кардинально реформировали систему образования и выгнали половину персонала. Переучить большинство, практически, нереально - проще научить новых(многие учебные программы по "не фундаментальным" предметам пришли прямиком из 90-х годов ). Куда всех этих людей деть? - Они ведь, в сущности, жили по правилам. Их никто не отправлял на переобучение и они делали все что от них требовали - а мы их взяли, и выгнали.  А если взять в масштабах страны, то это вообще какое-то огромное количество людей( 100500 :) ) получается. И не одна( даже "идеальная") политическая сила не возьмется за эту реформу - кто, в здравом уме, будет "срать в душу" собственному электорату? Но это так - общая диспозиция, так сказать...

А вот сейчас обозначим "видимые" проблемы. Сначала просто обозначим
  • Отсутствие какой-либо обратной связи с реальным запросами рынка. Мы учим очень много пространной хуйни о которой можно давно и с успехом забыть(для "детей природы" - я не о математике, "тервере" и черчении, они нужны - они очень сильно развивают, это как минимум. Как штанга полезна боксеру, так и все эти предметы - инженеру).
  • Многие из студентов не хотят работать по специальности, а диплом получить нужно. Переходы с факультета на факультет возможны, но не приветствуются.
  • Наше образование излишне "научно" - будущим PHP программистам нафиг не впало ЧМО и Искусственный Интеллект , дайте им тестирование и паттерны проектирования. Будем реалистами процентов 70% выпускников будут клепать сайты и совсем при этом не комплексовать. Бизнесу "быдлокодеры"  и "тестировщики" нужны больше, чем недо-"ученые"(честно - не знаю как это написать) и это нормально.  
А сейчас попробую описать всю ту неповторимую атмосферу "пиздеца", которая царит на учебе у нас в "Универе" на примере нашего потока. Представьте себе сорок реально одаренных молодых людей - тупых у нас нет(я думаю везде в КПИ тоже самое). Есть слабо мотивированные, невоспитанные, те которым не интересно и т.д. - короче обычные молодые люди со своими на которых все забили(я не исключение - я тоже молодой человек со своими проблемами). Воспитательную работу с ними никто не проводит, досуг никто не организовывает, институт кураторства не работает - короче печаль. Многие из нас чувствуют свою "второсортность" из-за того, что что-то не выходит с программированием(хотя они далеко не глупы - просто не их это) и это чувство с каждым годом нарастает, а перевестись, например, нельзя. Нам никто не говорит, что IT - это не только программирование, тут места хватит всем( менеджеры, верстальщики, тестировщики, алгоритмисты и т.д. ). Масла в огонь подливают еще те кому "дано" - пренебрежительное отношение к "тестировщикам" сродни хорошего тона в среде программистов.
А в конце, мы идем на собеседование куда-нибудь где нам говорят, что учили мы не то и без английского(его нам очень плохо преподают) нас никуда не возьмут.  И вот тут вообще не многие могут оклематься и сесть самостоятельно выучить те же паттерны. И эти не верящие в себя люди идут по жизни дальше. Такова ситуация в КПИ в других ВУЗах все еще хуже, наверное. 

Вместо вывода. Что с этим делать я, честно, - не знаю. Для себя я выход нашел, но я от природы самоуверенный и чуть наглый. А вот в масштабах страны это очень плохо. И все то "чемоданное" настроение, которое царит в нашем обществе прямое следствие этой ситуации. Цель этой заметки показать, что проблема намного глубже - а не в простом несоответствии учебных планов. Что с этим делать я не знаю, но молчать тоже не правильно. Может кто-то прочитав это что-то придумает. По крайней мере,  я на это надеюсь!

3 коментарі:

  1. Интересно конечно, так и есть, но только отчасти. Как и любой философский труд, охватывает не абсолютно все аспекты проблемы, и это не значит её отсутствие, просто краски в некоторых местах не такие сгущённые, как казалось бы. Но за атмосферу автор не забыл, за что спасибо.

    Действительно, СО не такая какой хотелось бы её видеть, в этом виновата в целом держава и наш общий уровень развития следовательно. Поколения меняются, и на смену старому постоянному обществу, которое сформировалось в пост военном прошлом, приходит новое, а на стыке рождается суматоха и неуклюжесть.

    Перестройка - затянулась!!!!

    Да, собственно нормально и перестроить то мы так и не смогли, всё так и вертимся вокруг какого-то бессистемного примитива. Не все "совковские" убеждения затихли, не все дураки ушли из власти (даже хуже, тут и на президента намекать уже слишком очевидно). Так вот, к чему мы подошли, к уровню и смыслу образования. С одной стороны мы не можем винить никого. Старая система работала очень хорошо и работала очень хорошо. По началу пытались слепить что-то старое на новый лад, в итоге получаем СО на данный момент. Отсталую, неправильную, преподы ленятся, они сами с половину, не видят смысла в том, что они преподают, вторая же половина и процента от того что они преподают не понимают. С этого рождается безалаберный студент , который думает что он ошибся со специальностью. Эта проблема это пик айсберга, так сказать результат неправильной власти: студентов слишком много, рабочих слишком мало, конечно половина ничего не понимает, вторая ничего не хочет понимать, хочет диплом -чтобы работать, третьи вообще пишут статьи, в которых они выражают недовольство, и это хорошо.
    Так вот, подходя к вопросу решения задачи - решения нет. Это как "легче сделать с нуля новую лабу - чем переделывать старую", потому как "дописывать" придётся везде. Со временем все перетечёт и мы, когда-то, надеюсь сможем назвать будущую систему, нашей и сформированной. А проблема - это просто как прорвавшийся кусок породы в следствии землетрясения , никуда не денется, будет торчать, пока гора не покроется снегом, предгорье не обрастёт лесом, а в низах поселяться люди и не начнут стоить свои дома и небоскрёбы.

    ВідповістиВидалити
  2. Стаття на грані емоцій і реальності. було цікаво читати. я сам з могилянки і в нас ну дуже різні погляди і системи, адже гуманітарники ми, але в принципі ті всі слова можна підтасувати до мого курсу з політології, тільки замінити чи виділити білим кольором деякі технічні словечка.

    мені стало цікаво про дозвілля і про те, що ніхто ним не займається. але наскільки я знаю, у вас виділяються величезні кошти на проведення Містера КПІ, на всякі дискотеки.. тобто не так ніби все печально. і я хотів критично зауважити, що дозвілля має формувати студентство,бо це тупо чекати від адміністрації , що вона почне нас бавити.

    Мій кращий друг взагалі кинув могилянку декілька місяців тому і зараз себе по новому починає ідентифікувати. Важко, трохи страшно, але він знає, що це шляхо правильний і новий. і питання в тему: у вас багато за власним бажанням кидають чи хоча би перевступають?

    ВідповістиВидалити
  3. @rommelnyk.
    дискотеки и мистеры конечно проводятся, но... Но среднестатистический КПИшник никак себя не ассоциирует с этими мероприятиями. Большинству просто все-равно кто стал мистером или мисс - нет, большинство даже не знает кто ними стал. Как мне кажется, проблема в том что на уровне факультетов эти конкурсы проводятся очень слабо(я бы сказал для галочки), отсюда отсутствие отождествления себя с мисс и мистером, а без этого толку от проведения этих конкурсов - ноль.
    С дискотеками, примерно, тоже самое - уровень организации очень слабый и нет ощущения, что ты пришел на вечеринку закрытого клуба или братства + проводятся они в самые неудобные дни.
    Тут, конечно, есть исключения - например, ИПСА(читай ректорский факультет) и РТФ. Там очень мощная организация этих мероприятий и администрация старается это все дело развивать(я, кстати, считаю что это правильно). Но это всего лишь малая часть. На всех остальных
    За время моей учебы всего один, по-своему желанию бросил учебу и еще один перевелся на другую специальность. Многих выгнали и они заново поступили - но они сами виноваты.

    Еще один факт для размышления. На первых курсах нас реально нормально чистили(за сессию выгоняли или переводили на контракт по два-три человека), потом эту практику перестали использовать и ценность сдачи сессии понизилась. Если после первой сессии я чувствовал себя одним из тех кто уцелел - то на четвертом большинство знает, что можно спокойно забить на пару предметов и ничего не будет. Отсюда отсутствие мотивации.

    Еще на старших курсах почти исчезают "звездные" преподы - то есть преподы, которые реально шарят и выгоняют на раз. Например, у нас на первом курсе был Владимиров(высшая математика) - он выгнал четыре четыре человека за год и 70% побывали на пересдачах. Пережить его это сразу +5 к уверенности к себе. Сейчас таких преподов почти нет

    ВідповістиВидалити